Главная / Статьи / Россия инфицирована православием или рефлексы рабства
Добавлено: 19.05.2013

Россия инфицирована православием или рефлексы рабства

РПЦ убедительно вышла из подполья и стала государством в государстве с политической программой по любым вопросам. Такой поворот событий разделил общество на несколько противоборствующих лагерей. Что такое РПЦ сегодня, как и куда она ведет свою паству — вопросы, которые журнал Собака.ру обсудил с Александром Невзоровым.

Вы известны своим скептическим отношением к православию. В чем причина такого недоверия?

Для меня нет особой разницы между православием и культом вуду. Первобытные представления об устройстве мира, вера в загробную жизнь, страх божьей кары — на этих вещах основана любая религия, в том числе христианство.

Для человека с научным взглядом Евангелие — что-то вроде древнего фэнтези о приключениях раввина Иисуса. Описание жизни этого человека настолько мифологизировано, что реальный прототип имеет отношение к созданному образу настолько же, насколько Микки-Маус похож на живую мышь. Впрочем, в православии содержание идей Христа составляет ничтожный процент.

Православие — это такой извод христианства, который с самого начала был изобретен для обслуживания государства и дошел до наших дней в неизменном виде только благодаря мощной государственной поддержке. И трагический период гонений на церковь в советское время был лишь расплатой за то, что вера веками оправдывала и укрепляла уродливое государственное устройство, пестовала рабство и работорговлю, лишала всякой свободы на выбор мировоззрения. Именно православие обрекло Россию на многовековую стагнацию и отсталость. Из-за него российская история вплоть до реформ Петра I не знает имени ни одного врача, астронома, анатома — ни одного человека науки. Большего тоталитаризма, чем тот, что насаждала церковь, представить невозможно. А если мы говорим об уважении к вере предков, то почему мы не должны уважать и другие представления о мире — например, что свежесодранная кожа сороки, надетая на голову, помогает от недержания мочи? В это наши предки верили еще в начале XX века.

Но духовными поисками занимались величайшие умы — Достоевский, Толстой.

Ну, считать или не считать их величайшими умами — дело вкуса. Я вот не считаю, мне они откровенно скучны, и я очень жалею о времени, которое пришлось потратить на знакомство с их работами.

Знаете, я наблюдаю уже третье поколение, которому совершенно неинтересны темы так называемой великой русской литературы. И альковные метания дворянства, и душное богоискательство разночинцев им, что называется, по барабану. Сейчас эти книги уже ничего не определяют в обществе. Конечно, русская литература — это такой привычный тренд, повод для тщеславия. Из разряда «Россия — родина слонов». Я не западник, я испытываю гордость за Россию, это великая держава. Но велика она теми людьми, которые несли миру просвещение, идеи свободы и равенства, даже ценой собственного благополучия. Это Чаадаев, Радищев, Тимирязев, Циолковский, Павлов. Они для меня настоящие авторитеты, но никак не одобренные церковью герои вроде Александра Невского, приказчика ордынских князей, или Суворова, который ради того же тщеславия без всякой цели губил десятки тысяч своих солдат.

Как вы оцениваете сегодняшний ренессанс религиозных настроений в обществе?

Мне маловато разгула мракобесия. Мне бы хотелось, чтобы эти ребята демонстрировали подлинные черты православия во всей красе. Ведь атеизм — это такой интеллектуальный серфинг, и мне интересно, когда волны поднимаются как можно выше. Атеизм элитарен, он требует самостоятельности мышления и серьезных знаний. Так что я благодарен власти, которая потворствует разгулу средневековья, — когда еще я мог оказаться в компании самых замечательных умов человечества?

А ваш прогноз развития ситуации?

Думаю, Россию ждет распад. Я могу ошибаться и очень хочу ошибаться. Но сегодня вся государственная стратегия построена на мифологизации первобытной Руси — невежественной, темной, где не было речи о свободе и достоинстве человека. И я понимаю, почему за возвращение тех времен выступают миллионы: в них неистребим рефлекс рабства, они уже сняли штаны, им не хватает плетей.

И Путин тут ни при чем, он никакой не тиран, а заложник обстоятельств. Он бессилен перед механизмами истории. К тому же он юрист, считай, филолог, то есть человек, который уверен, что творог добывают из вареников. Ему внушили, что «народу нужна вера», что вера укрепит его власть, а что такое эта вера, он понятия не имеет.

Религия никогда и нигде не предотвращала смуты, а только разжигала общественные противоречия. Вовсе не из-за противостояния верующих и безбожников: атеистов в любом обществе очень мало и это, как правило, люди терпимые. Но каждая вера обязана агрессивно отстаивать свою правоту, иначе она будет сливаться с соседними культами. И для Путина может стать большой трагедией именно то, что он позволяет РПЦ отвечать за идеологию на государственном уровне. Ведь рано или поздно пойдет откат назад, к народному бунту, к сбрасыванию с колоколен крестов и попов. Правда, до этого еще нужно дожить.

Пройти через костры инквизиции?

А костры инквизиции вполне возможны при том режиме безнаказанности, который власть обеспечивает экстремистам в рясах. Сейчас нам явлен истинный лик православия в лице депутата Милонова — смотрите и умиляйтесь. Вот правоверный, последовательный христианин. Я бы его назначил патриархом, он бы гораздо лучше справился с этой ролью. Надеюсь, он приведет общество именно туда, куда всем так хочется, — в дремучее средневековье с сажанием на кол, четвертованием, лизанием сапог, с чванными попами и боярами на иномарках. И людям, которые сейчас над ним глумятся, придется целовать его туфли. Россия жестоко инфицирована православием, и кризис болезни еще впереди.

Где искать спасения здравомыслящим людям? На Западе?

На Западе много нерешенных проблем, но там, по крайней мере, есть понимание свободы. У нас же в крови рефлекс рабства, поэтому мне смешно, когда говорят о свободных выборах. Мы выбираем не президента, а фараона, который даст нам предписания: во что верить, о чем думать, с кем спать. И как только мы признаем за РПЦ право трактовать закон, ни о какой справедливости в обществе больше не будет и речи.

Что, кроме религии, может стать нравственной основой общества?

Нравственные идеалы общества отражены в Гражданском и Уголовном кодексах, в таможенных правилах, в юридических договорах. Там понятия преступления и возмездия прописаны достаточно четко. А в религиозных учениях они трактуются как угодно, особенно в отношении инакомыслящих. Гражданские институты сегодня достаточно развиты, чтобы регулировать жизнь общества. А мир гораздо лучше и точнее описывает не гипотеза бога, а другие теории: теория относительности, теория абиогенеза, химия, физика, физиология. Дарвиновское учение четко отвечает на вопросы, кто мы, зачем мы на Земле, откуда пришли. Впрочем, я не претендую на истину, я говорю только за себя. Всех думать не научишь. Я остаюсь при своем мнении, а вы разбирайтесь сами. 

http://www.a-theism.com/2013/05/blog-post_1011.html  

©2011-2012 www.sutyagi.ru Все права защищены