Главная / Новости судебной системы / Налоговики получат доступ к заначкам
Добавлено: 20.08.2012

Налоговики получат доступ к заначкам

Налоговая служба в ближайшее время может получить доступ к банковским счетам граждан, которые уклоняются от уплаты налогов и в отношении которых ФНС проводит проверку. Соответствующее положение содержится в поправках к законодательству, которые подготовило Минэкономразвития, пишет "РБК daily".

Налоговым органам, по замыслу чиновников, расширят доступ к банковской информации. Если раньше они получали сведения только по юрлицам и индивидуальным предпринимателям, то теперь банки будут обязаны предоставлять налоговикам данные по рядовым вкладчикам.

Банки, как говорится в подготовленном Минэкономразвития законопроекте, должны будут предоставить налоговикам информацию о счетах, вкладах и остатках по ним в течение трех дней после мотивированного запроса. При этом понятие "мотивированный" в документе не раскрывается.

Ранее подобную инициативу уже выдвигал Минфин. В мае ведомство внесло соответствующие поправки на рассмотрение Госдумы, однако думский комитет по бюджету и налогам их отклонил, посчитав, что данные о счетах физлиц можно предоставлять по запросу Интерпола.

Эксперты в раскрытии банковской тайны для налоговиков ничего страшного не видят. "Ничего негативного в предлагаемых нововведениях нет", - заявил зампред правления банка Nordea Андрей Мальцев, добавив, что ФНС все равно не сможет распространять данные о счетах граждан.

Раскрытие банковской тайны уже давно стало нормой на Западе, напомнил директор по стратегическому маркетингу УК "Альфа-Капитал" Вадим Логинов. "Банковская тайна – это один из важнейших аспектов деятельности банков. Это вопрос материальной безопасности его клиентов. К сожалению, банковская тайна открыла возможности и для злоупотреблений, в частности сокрытия доходов от налогообложения. Это привело к введению несколько лет назад в большинстве развитых зарубежных стран специальных директив, разрешающих раскрытие банками клиентской информации, в частности для налоговых органов. Это вызвало некоторый отток средств в другие юрисдикции и виды финансовых инструментов, например, ценные бумаги, золото или недвижимость", - пояснил Логинов в интервью корреспонденту "Yтра".

"Подобное введение у нас также, наверное, может всколыхнуть какую-то часть вкладчиков. И не обязательно только состоятельных, но и тех, кто, например, не работает, но "забыл" включить в декларацию арендную плату от сдаваемой в наем квартиру", - добавил эксперт.

Впрочем, есть в законопроекте и подводные камни. "Главное - чтобы информацию ФНС запрашивала при наличии достаточных оснований. Нельзя допускать ситуации, когда данные о счетах и вкладах будут отправной точкой для действий налоговых органов, которые начнут проверять всех граждан, которые состоятельны и располагают крупными суммами на банковских счетах", - отметил партнер аудиторско-консалтинговой группы компаний BDO Денис Тарадов.

Такую же точку зрения в интервью "Yтру" высказал руководитель практики налоговых споров "ФБК-Право" Алексей Яковлев. "Законопроект предусматривает, что запрос информации по счетам физических лиц может быть направлен в банк в случае проведения мероприятий налогового контроля или в случаях взыскания налога. Понятие "мероприятия" охватывается не только камеральными и выездными налоговыми проверками. Под термин формально подпадают и запросы по ст. 93.1 НК РФ (раньше они назывались встреченными проверками) и опросы свидетелей и другие действия, отнесенные к компетенции налоговых органов. И это не просто игра слов. С проверками все более-менее прозрачно и налогоплательщик имеет возможность оценить, есть ли основания для запроса. В случае с другими "мероприятиями" все может быть далеко не так прозрачно", - отметил эксперт.

"Не все понятно и с таким основанием как "случаи взыскания налога". Это ведь можно трактовать и таким образом, что налоговики просто рассматривают саму возможность такого взыскания. Была ли налоговая проверка, было ли выставлено требование (налоговое извещение), вынесено ли решение о взыскании? Получается, что прохождение всех этих стадий не является обязательным? То есть и это основание может трактоваться очень расширительно", - добавил он.

"Кроме того, вряд ли можно рассчитывать на то, что банк, получив запрос из инспекции, где формально будет указано о проведении того или иного "мероприятия", попытается устроить проверку достоверности такого запроса. И это не потому, что банк не хочет, у него просто нет прав для проведения проверки и это не его функции. Поэтому если налоговая в отсутствие оснований направит формально корректный запрос и получит данные о счете физического лица, то спор будет идти между налогоплательщиком и инспекцией. Хотя многие почему-то забывают, что КС РФ уже как-то высказывался о соотношении режима банковской тайны и функций налогового контроля, указав, что не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля", - пояснил Яковлев.

"В российских условиях, когда время от времени базы с конфиденциальными данными можно купить на рынке, предлагаемое в законопроекте получение доступа к информации по счетам физических лиц, создает реальную угрозу правам и интересам налогоплательщиков. И в связи с этим возникает вопрос, если предлагается ввести порядок получения информации о счетах физических лиц, то почему бы, например, не ввести специальную ответственность должностных лиц за злоупотребления при использовании таких полномочий или использование полученной информации вопреки интересам налогового контроля", - заключил аналитик "ФБК-право".

http://www.utro.ru/articles/2012/08/20/1066513.shtml «20» августа 2012 года

©2011-2012 www.sutyagi.ru Все права защищены